Скандинавия - туризм и политика

           Год 1999


 

В то время, о котором я хочу рассказать, Европа не была еще такой запуганной многочисленными терактами на своей территории, а государства Скандинавии вообще считались оазисом спокойствия, благополучия и, особенно, толерантности.
Дания уже не первый год возглавляла список стран мира по уровню жизни. Швеция была известна как "государство победившего коммунизма" - прежде всего при этом имелась в виду отличная социальная поддержка населения.
Норвегия, одна из богатейших стран, благодаря огромным запасам нефти, могла себе позволить вести "независимую" политику. Правда, в основном, на словах.
Для нас, выросших за "железным занавесом" Советского Союза, когда - то достаточно было соседней Финляндии, как символа капиталистического процветания. А все что там, за ней уже переходило за грань реального существования.
И вот эта грань преодолена. И что? А ничего.
Как и везде, свои проблемы, своя жизнь, своя борьба за выживание в ней.
Прежние идеалы медленно растворились, а, может быть, мы изменились.
Изменились и по возрасту, и по среде обитания, и по накопленному за это время жизненному опыту.
Та наша семейная поездка по Скандинавии оказалась не простым вояжем с осмотром достопримечательностей и сопутствующим им магазинов. Этот тур сопровождался калейдоскопом забавных происшествий, необычных встреч и других "интересных" событий, создававших тогда серьезные проблемы, но оставляя при этом незабываемые впечатления.

Необычный полет

Приключения начались уже в аэропорту.
Фирма ALITALIA везла нас в Копенгаген не прямо, а с пересадкой.
Из - за задержки первого, миланского рейса мы опоздали на второй, датский. Всего на двадцать минут, но самолет уже был в небе и возвращаться за нами не собирался.
Следующий рейс завтра утром.
Поэтому всем пассажирам выдали багаж и персонал миланского международного аэропорта "Мальпенса" растворился где - то в помещениях огромного терминала.
На весь зал прилета остался один полицейский, который долго отбивался от пассажиров нашего рейса, говоря при этом, что он к аэропорту не имеет никакого отношения. Потом и он куда - то спрятался.
Во всем терминале не нашлось ни одного человека, который бы смог объяснить раздраженной, уставшей толпе, что им делать дальше.
Большая часть пассажиров летела до Парижа, группа молодежи опаздывала на свадьбу в Швейцарию - в общем - кто куда.
Но, как оказалось, про нас совсем и не забыли.
Совершая броуновское движение по пустым в этот поздний час залам аэропорта, мы случайно обнаружили небольшой оффис, где и получили что - то вроде ваучера на автобус и направление в отель. Все было сделано довольно четко, но просто забыли нам сообщить про это. Кто нашел, тот нашел, однако, в итоге, никто не потерялся. Наконец едем в автобусе видимо в сторону Милана и я уже строю планы, как использовать эту ночь для осмотра незапланированной достопримечательности.
За стеклом мелькали редкие огоньки, но их становилось все меньше и меньше.
Мы ехали уже довольно долго. Спустя час наш автобус остановился на площади перед большим отелем. Кроме освешенной стоянки, все вокруг было погружено в темноту.
Поселившись в огромной роскошной комнате, мы сразу отправились осматривать Милан, или, скорее всего, его пригород. 
По периметру площади и дальше по шоссе просматривались в темноте силуэты огромных вилл, окруженных высокими каменными оградами, обвитыми плющом. Даже при свете редких фонарей все это выглядело красиво и романтично.
Было уже почти два часа ночи когда мы вернулись в свой номер, так ничего не увидев, кроме запертых ворот и высоких заборов, окружавших виллы. Вилла на озере Комо - открытка []
В регистрации нам сообщили, что рейс на Копенгаген в девять часов утра, а отъезд в аэропорт не позже семи.
Проснувшись утром, я подошел к окну, задрапированному тяжелыми, золотистого цвета шторами.
На спинке кровати обнаружились небольшие кнопки. При их нажатии, шторы медленно раздвинулись, и перед глазами предстала картина, глядя на которую не верилось, что это не театральная декорация, а реальный вид из окна.
Как выяснилось, мы находились совсем и не в Милане, а на берегу озера Комо, в итальянских Альпах, на границе со Швейцарией, недалеко от города Лугано.
Наше окно выходило прямо на горную цепь, с возвышаюшимися то тут, то там заснеженными вершинами, а внизу, вокруг озера были разбросаны те самые виллы, которые мы видели ночью.
При дневном свете они смотрелись еще романтичнее. Вид на озеро Комо []
Ровно в семь часов утра мы уже были в автобусе.
Народ с нашего рейса медленно подтягивался, да и куда им было торопиться. У "парижан" отлет в двенадцать часов, а у других "опоздавших" - еще позже.
Было уже почти восемь, когда наш автобус двинулся в сторону миланского аэропорта.
Огромный зал регистрации был заполнен пассажирами - негде даже поставить чемоданы. К стойкам тянулись длинные змеи очередей. До вылета оставалось десять минут.
Как мы бежали по огромному терминалу! Трап уже был убран, двери самолета закрыты. Нас довезли на багажной тележке и по небольшой, технической лесенке провели в самолет и мы двинулись к цели нашего путешествия - столице Датского королевства городу Копенгаген.

На берегу пролива Орезунд

Город изумрудных парков, город каналов и мостов, город с которым связано имя великого сказочника - Ганса Христиана Андерсена. Копенгаген - Ньюхавн днем []
Королевский дворец четырьмя своими зданиями окружает площадь, покрытую брусчаткой. Ежедневно, в полдень здесь происходит смена караула - со всеми соответствующими атрибутами - специальной гвардейской формой солдат, маршировкой с четко отработанными движениями и отрывистыми командами офицеров.
В это время туристов здесь очень много, площадь заполнена почти до отказа. И на всех - один полицейский.
А мы продолжаем осматривать город.
Здание парламента. Оно построено в 1927 году в стиле старинных датских замков.
Символ государственной власти - это квадратное в плане соружение, внутри которого большой двор.
Здесь вообще не видно никакой охраны, можно войти внутрь, прогуляться по зданию и никто не спросит тебя о цели визита в это правительственное учреждение.
Кстати, сам двор проходной, кратчайшая дорога между двумя улицами. И этим удобством очень интенсивно пользуются местные жители и туристы.
Второй, последний, вечер решено было закончить посещением парка "Тиволи", одной из главных достопримечательностей города. По площади он небольшой и днем очень напоминает парки культуры и отдыа в СССР времен тридцатых - пятидесятых годов прошлого века. 
Но с наступлением темноты, все меняется - специальная подсветка зданий, фонтанов и аттракционов создает фантантическую по красоте картину.
У входа на сцене симфонический оркестр играет, в основном, марши и легкую классику.
Есть в парке и кое - что необычное, например дом сказок Андерсен - что - то вроде выставки кукол. Подземный поезд везет посетителей вдоль отделений, каждое из которых посвящено одной из сказок, знакомых с детства и, поэтому, узнаваемых с первого взгляда.
Но кульминация вечера в парке "Тиволи" - это конечно салют - картина незабываемая.
Копенгаген - Тиволи []




 Как принимают звезд Голливуда

По традиции, бросив монетки в один из подсвеченных фонтанов, мы вышли из парка на широкий проспект Вестерброгаде. Было около десяти часов вечера, но улица заполнена народом, в основном туристами.
Здесь и на прилегающей Ратушной площади - основное место встреч копенгагенцев и гостей города, а парк "Тиволи" расположен как раз на этом углу. Яркое освещение, множество реклам, кафе, рестораны, знаменитая "Башня Погоды", где на вершине время от времени выплывает позолоченная скульптура дамы - если она с зонтиком, то завтра погода будет пасмурной и дождливой, хотя на самом деле все оказалось наоборот. Тут же, на этой башне, огромный светящийся градусник, причем максимальная температура, которую он может показать - двадцать градусов - видимо здесь больше и не надо.
Пройдя несколько десятков метров по Вестерброгаде, мы увидели у входа в кинотеатр небольшую толпу, стоявшую с двух сторон широкой красной дорожки, проложенной между входом в здание и длинным лимузином, который охраняли два огромного роста чернокожих верзилы. По обеим сторонам дорожки стояли большие напольные вазы с цветами. Здесь же крутились странные личности, увешанные фото и видеоаппаратурой. Все кого - то ждали. Остановились и мы.
Внезапно все начали аплодировать, а из кинотеатра вышла... одна из известнейших звезд Голливуда и направилась в сторону лимузина.
Если бы не весь этот ажиотаж, то я не очень бы и поверил, что это и есть киноактриса, знакомая всему миру. Настолько внешне велика была разница на экране и в жизни.
В холле кинотеатра было пусто, но висевшие на стенах афиши, подтвердили, что сегодня состоялась премьера фильма с той самой актрисой в главной роли.
Мы уже направились было к выходу, но вдруг услышали в глубине здания какой - то шум и пошли посмотреть, что там происходит.
За холлом начинался балкон, нависавший над большим фойе, заставленным столиками с едой и напитками. Здесь только что закончился банкет по случаю презентации фильма.
Внизу толпилось множество людей, в основном, судя по аппаратуре, корреспондентов. Отпихивая друг друга, они прорывались к столам, хватали все подряд, часть съедали, а остальное быстро запихивали - иного слова я не подберу - в сумки, пакеты и во все другое, в чем можно было унести что - нибудь со столов.
Пол был усеян осколками битой посуды, растоптанной едой, но никто не обращал на это внимания. Воспитанные, аскетичные, образованные датчане боролись за бесплатную еду, начисто забыв о пропагандируемой ими же европейской культуре.
Сверху, с балкона, казалось, что мы находимся в театре на спектакле. Но это была правда жизни, происходившей в центре одной из самых обеспеченных и высокоразвитых стран мира.
На улице, перед входом в кинотеатр, лежала смятая красная ковровая дорожка, заваленная землей и осколками разбитых горшков с цветами. Уличная толпа проходила мимо, стараясь не наступать на эту грязь. Премьерный показ нового голливудского фильма закончился, кинозвезда отбыла и жизнь продолжалась.

А утром мы проснулись...

Утром мы проснулись в очень хорошем настроении и долго нежились в постели, вспоминая вчерашний поход в парк "Тиволи".
Сегодня во второй половине дня мы отплываем на пароме в Норвегию, в Осло, где у нас была заказана машина для дальнейшего путешествия по Скандинавии.
И тут вдруг мы вспомнили, что оставили дома все наши водительские права.
Дальше события стали развиваться со скоростью немых фильмов начала двадцатого века.
Мы бросились звонить домой, обратились в регистрацию отеля, с просьбой связаться с фирмой по прокату автомобилей в Осло.
В итоге, после всей этой круговерти, у нас на руках оказался, присланный из дома по факсу, клочок бумаги со снимком половины одних прав и где, при большом желании, можно было что - то разобрать. И с этим документом мы и отправились на пароме в Осло.
Рано утром наш паром медленно вошел в фиорд, где и расположена столица Норвегии.
Оставив все свои чемоданы в камере хранения порта, мы отправились на поиски отеля.
Осло - город сравнительно небольшой, гостиниц не так уж много и найти свободную комнату, особенно в конце недели, непросто.
В итоге удалось получить номер на одну ночь в довольно потрепанном отеле, который, по случайности, находился прямо напротив фирмы, где и был заказан наш автомобиль.
С правами все обошлось - сотрудники получили предупреждение из отеля в Копенгагене. Но нас ожидала другая проблема, вполне типовая для подобного рода фирм.
Заказанного нами автомобиля, маленького и дешевого, у них не было и клерк, десять раз извинившись, предложил нам другой, марки "Вольво", представительского класса и без всякой доплаты.
Выехав на этом роскошом автомобиле с подземной стоянки, наше семейство взяло курс на морской порт, забрать багаж из камеры хранения..
По дороге, решив остановиться и припарковаться задним ходом, я обнаружил, что не могу это сделать. Просто не имею понятия, как сделать реверс на этом "монстре". А до порта нужно было проехать через весь центр Осло и еще вернуться назад.
Тогда на ходу решили так - ехать прямо в порт, забрать свои чемоданы, а затем вернуться назад в фирму, а там будет видно. Но, при возвращении нас ждал еще один сюрприз - ни одного свободного места для парковки. Недолго думая, я загнал "Вольво" на тротуар, прямо под окна нашей фирмы по аренде автомобилей.
Такое "вольное" поведение в Осло считается, мягко говоря, очень необычным. А тут я включил еще и аварийные огни.
В течении нескольких секунд из оффиса выскочил, судя по комбинезону, автомеханик. Глаза круглые, взгляд испуганный. На вопрос о том, что случилось, я, тоже волнуясь, выпалил вместо "HELP AS" - помоги нам, "SAVE AS" - спаси нас, то есть что - то вроде сигнала "SOS".
От этого механик впал в полуобморочное состояние и тихим, испуганным голосом спросил, что же все - таки случилось.
Услышав причину нашего возвращения, он, конечно, все объяснил и потом еще несколько раз переспросил, не случилось ли что - нибудь еще. Наконец, с трудом переварив всю информацию, он велел немедленно съехать с тротуара, пока не появилась полиция с ее огромными штрафами.
Полицию, конечно, там еще надо было хорошо поискать, но не стоило испытывать судьбу.
И мы, переехав на противоположную сторону площади, припарковались около нашего отеля на вполне законных основаниях, то - есть как его гости.

Осло

После полного приключений дня, мы решили немного расслабиться - выпить кофе и отдохнуть. Женская половина нашей "группы" отправились на "кофейный этаж", а я уселся у телевизора и задремал.
Через полтора часа объявилось мое семейство. Оказалось, спускаясь в поношенном, как и весь отель, лифте, они "застряли" между этажами и все это время взывали о помощи.
А помочь то и некому. Я спал, жильцов в отеле практически не было - массовый заезд начинался завтра, в субботу - а из персонала был один портье, да и он тоже, скорей всего, дремал в своей каморке у входа. Что же такое *кофейный этаж"?
Те отели, где мы останавливались в Норвегии, устроены несколько необычно.
При входе вестибюля не было. Только стойка регистрации - маленький закуток, почти под лестницей, лифт и все. Зато весь следующий этаж был нежилой.
Кроме ресторана или, скорее, буфета со "шведским столом", здесь находятся несколько залов, именно залов, а не комнат. В одном стоят столы с разными видами чая и кофе.
Тут же глубокие кресла, где можно расслабиться, выпить кофе или что - то покрепче.
В другом зале - те же кресла, диваны, рояль или пианино. Это музыкальный салон.
В следующем - те же кресла и газеты. Это читальный зал.
И так весь этаж. Все это царство отдыха украшено различными сувенирами и подарками, оставленными гостями отеля - так на них написано.
В этот день прикдючений больше не было, если не считать, что во время вечерней прогулки по городу, мы попали в полицейскую облаву, правда я так и не сообразил, кто кого ловил.
Эта ночь в Осло оказалась бессонной. В офисе, в соседнем с отелем здании, проходила небольшая "вечеринка", которая потом переросла в "междусобойчик" с горячительными напитками, А даже немного подвыпивший скандинав ведет себя довольно шумно, а уж выпивший сверх меры...
Ленинградцы, помните финских "туристов" времен их "сухого закона".
Где они, эти мифические флегматичные норвежцы, шведы, датчане?
Тунсберг

Город Осло, располагается в северной части одноименного фиорда, почти на крайнем юге страны. Почти..
Все основные автомагистрали Норвегии, особенно ее самой обжитой южной части, проходят через Осло, но транзитный транспорт в город не попадает - под всем центром проложен туннель, начинающийся еще в западных предместьях столицы и выходящий на поверхность в районе порта - в восточной части.
Вся прелесть нашего путешествия заключалась в его спонтанности. То есть, наметив основной маршрут, можно было себе позволить различные отклонения от него. Что и было сделано в данном случае.
Мы направились на крайний юг страны - вдоль берега Осло - фиорда, рассчитывая по дороге снять на ночь комнату в каком - нибудь поселке или небольшом городке.
Вскоре после выезда из столицы, широкая многополосная автострада перешла в обычную неширокую дорогу - полоса туда, полоса обратно, но везде с великолепным покрытием и максимально разрешенной скоростью - не более семидесяти километров в час.
И все местные водители так и ехали.
Попадались по дороге и поселки, и городки, но комнат на сдачу в них не было.
Нам посоветывали прекратить безполезные поиски, ехать в ближайший город и поселиться там в отеле.
Самым близким оказался Тунсберг - по норвежским меркам город немаленький и имевший три гостиницы, где повторилась та же история с наплывом туристов в конце недели. Но в одном отеле нас все - таки приняли.
Здесь тоже был "кофейный этаж", еще богаче и роскошнее, чем в Осло, украшенный преимущественно изделиями из меди, старыми корабельными рулями, колоколами, компасами. И все в велколепном состоянии.
В этот же вечер мы отправились знакомиться с "норвежской провинцией".
В центральной части города, почти полностью состоящего из очень ухоженных деревянных домов, все нижние этажи занимают магазины с ярко освещенными витринами, которые в вечерней темноте смотрелись просто фантастически благодаря отличному дизайну.
Подошли к железнодорожному вокзалу. Здесь что - то происходило.
С привокзальной площади на платформу вели несколько ступенек, покрытых красной ковровой дорожкой, протянутой до входа в такого же цвета поезд, состоящий всего из нескольких вагонов.
У открытой двери, на стене вагона была нарисована корона, а рядом стояли в расслабленной позе несколько гвардейцев в такой же форме, что и караул у королевского дворца в Осло.
Кроме нас и гвардейцев, на площадь подъехал на машине один полицейский и, повернувшись задом к поезду, стал беседовать с пожилой парой, стоявшей в стороне.
Так прошло минут десять. Внезапно гвардейцы как - то подобрались и, когда к перрону подъехали два автомобиля Вольво, выпрямились, приветстствуя вышедших из машин двух мужчин.
Полицейский нехотя развернулся в сторону поезда, не прерывая при этом беседы. На нас же никто не обращал внимания.
Первый из приехавших кивнул гвардейцам и прошел в открытую дверь вагона, а второй сел снова в машину и оба автомобиля уехали. Следом исчез полицейский и его собеседники.
Гвардейцы зашли в вагон, дверь закрылась и поезд тронулся.
Мужчину, отбывшего из города, мы узнали . Его портреты продаются в каждом газетном киоске.
Это был король Норвегии.


Швеция

И Тунсберга мы возвращались в Осло и далее, по программе, продолжали движение в сторону Швеции.
Дорога проходит вдоль Осло - фиорда, то приближаясь к самому его берегу, то отдаляясь от него на значительное расстояние так, что шоссе и море разделяет или густой сосновый лес, где между деревьями проблескивали небольшие озера, или, уходящие за горизонт поля с разбросанными то там, то тут , хуторами и поселками., Причем каждый дом отличался по цвету от своего соседа. Этакий калейдоскоп красных, синих, зеленых и желтых избушек. Мы побывали на южном краю Норвегии, а теперь огибали фиорд и, миновав столицу по туннелю, поехали по его противоположной стороне, снова на юг, потом на восток и углубились в густые сосновые леса. Где - то незаметно проскочили символическую границу Швеции. Наш путь лежал на озеро Ванерн, самое большое в Швеции и расположенное примерно посередине между ее западным и восточным побережьем.
Часа через два после границы показалось и само озеро, противоположный берег которого терялся вдали, словно это было море.
На самом берегу дымил огромный химический завод. Здесь же, напротив, на другой стороне шоссе, мы увидели небольшой отель и остановились около него.
Несмотря на описываемую путеводителями экологическую чистоту окрестностей озера, запах стоял отвратительный, явно стараниями завода.
Так же пахло и в холле отеля. Здесь не было *кофейного этажа*, да и холла, можно сказать, тоже. Основное место занимала большая пивная, заполненная до предела в этот воскресный вечер шведами с красными от выпитого пива лицами, а некоторые были пьяны, как говорят, "в стельку"
Когда мы вошли, все посетители, те, кто еще был в относительно трезвом состоянии, уставились на нас, как на залетевших сюда инопланетян. Места в отеле были, но соседство...
Километров через десять обнаружился кемпинг, расположенный в густом лесу, на берегу того же озера, но с такой чистой водой, что просто не верилось, что совсем рядом находится большая промышленная зона.
Эта лесная передышка сняла напряжение предыдущих дней. Мы жили в маленьком, пропахшем свежеспиленным деревом, домике, гуляли по лесу, полному грибов и их никто не трогал, выходили на берег озера с прозрачной водой. Здесь водились совершенно ручные белки, смело подбегавшие к людям, требуя угощения. Между домиками, по изумрудной траве, важно расхаживали тоже почти ручные утки.
Это была и мечта, и реальность, как раз то, чего хотелось во время переездов из города в город, скитаний по отелям и городским улицам. Да и погода помогла - тепло, но не жарко, неяркое, чуть заслоненное легкими облачками, солнце и густо настоенный запах хвои.
Но на нас этой "мечты" хватило ненадолго.
Уже на следующий день сидеть на одном месте стало скучно - такие вот мы "любители отдыха на природе". Сами себя убедили, что нужно пополнить запас продуктов, и поехали их закупать.
Ближайшим относительно большим городом был Карштадт. Центральная часть его выглядит очень солидно - ухоженные четырех - пяти этажные дома, нижние этажи - беспрерывная лента магазинов с роскошными витринами.
Мы приехали туда около шести часов вечера. Было еще совсем светло - летом в Европе, особенно на Севере, темнеет поздно.
Центральные улицы пусты, все магазины уже закрылись, но те редкие люди, которые иногда встречались, видя в нас приезжих, пытались чем - нибудь помочь, объяснить дорогу, хотя и так все было понятно.
Весь центр мы обошли за полчаса и, хотя по виду застройки город казался большим и солидным, однако, сразу за несколькими роскошными улицами центра начинались поля и поселки.
На следующее утро мы покинули "лес нашей мечты" и двинулись на юг. Направление - Гетеборг.
Между озером Ванерн и западным побережьем Швеции - Северным морем - проложен судоходный Гете (по - шведски произносится Ете ) канал. В месте впадения его в море и расположился второй, после Стокгольма, город Швеции - Гетеборг.
Сейчас мы двигались в направлении на юго - запад, проезжая через одни из наиболее заселенных районов страны.
Конечно культура вождения у шведов - нет слов, дороги в провинции неширокие, но ухоженные, правда, особенно в глубинке, качество покрытия оставляет желать лучшего.
Меня постоянно не оставляло чувство, что мы находимся где - то в России, в средней полосе.
И дело даже не в похожей природе. Проносившиеся за окном деревушки очень походили на подмосковные и, по сравнению с норвежскими, выглядели довольно неухожено.
Простите, но Швеция для нас, выросших в Советском Союзе, казалась местом идеальным.
Но, как известно из новейшей истории, идеалисты всегда попадают впросак и хорошо только там, где нас нет.


Гетеборг

Разгромив шведов в их последней войне, Петр Первый, построив на завоеванных территориях новую столицу Российской Империи, Санкт - Петербург, назвал ее "окном в Европу". "Окно" это выходило в сторону Швеции, восточного ее побережья, то есть во "внутреннее" Балтийское море.
Но у Швеции есть свое "окно в Европу". Оно находится на западном побережье страны и называется Гетеборг.
Это шведское "окно" считается здесь самым "нешведским" городом.
Честно, я не совсем понял, что они имеют в виду - то ли сходство главной улицы с парижскими Елисейскими полями - весьма и весьма отдаленное, то ли архитектурный стиль гетеборгских переулков с очень сильным немецким влиянием, а, может быть, что - то другое, например местная ментальность.
Гетеборгский морской порт - один из крупнейших в Европе. Кроме того этот город известен производимыми здесь автомобилями Вольво, на одном из которых мы приехали и сразу наачали поиски жилья - комнат на съем или кемпинга. Гетеборг - улицы []
Поселились за городом, в небольшом придорожном мотеле, относительно недорогом и ухоженном, если не считать негласного просмотра содержимого наших чемоднов обслуживающим персоналом.
Устроившись, мы поехали в город. Приближался вечер, а, вернее, для шведов он уже наступил, улицы в центре были пусты, все магазины закрыты.
На берегу моря, а точнее, пролива высится самое известное из новых сооружений Гетеборга, прозванное в народе "губная помада" - очень похоже.
Здесь же модерновое здание гетеборгской оперы. А рядом у берега стоит самый настоящий парусник, белый, сверкающий на предзакатном солнце.
С берега по широкому трапу можно пройти внутрь, что мы и сделали и оказались в... отеле.
Парусник был настоящий, но теперь он использовался в совершенно ином качестве.
Здесь, как и в Норвегии, был "кофейный этаж" и не один, которые больше походили на музей - кроме различных морских приборов, здесь были стенды с фотографими города в разное время - целая историческая экспозиция.
Кроме всех этих атрибутов, мы обнаружили несколько, закрытых в это время, ресторанов. Но что самое интересное - проведя почти час в этом отеле - корабле - музее, мы не встретили не одного человека из персонала - все открыто, свободно и никакой охраны.
На следующее утро было решено отправиться в центр Гетеборга не на машине, а оставить ее на конечной остановке трамвая - Ангернед, и продолжить дальше на общественном транспорте.
Ангернед - окраинный район Гетеборга, скорее пригород.
Конечная остановка трамвая - это одновременно и станция, откуда автобусы развозят местных жителей по, спрятавшимся в окружающих горах, небольшим городкам.
Рядом с трамвайным кольцом торговый центр - грязные, расписанные граффити стены, разбитые витрины, по выщербленному полу ветер гоняет кучи мусора, преимущественно газет, напечатанных мелкой арабской вязью.
Увидели мы и "местное население" гетеборгских пригородов - усатых мужчин, закутанных в шарфы - арафатки, женщин в черных длинных платьях и платках, а часть из них и в паранджах.
Я хочу напомнить, что все это происходило в 1999 году и не во Франции или Бельгии, а, в относительно малозаселенной тогда эмигрантами, Швеции.
Оказывается и здесь уже "оккупация" набирала обороты. "Но у нас они тихие и всегда будут благодарны стране, их приютившей. А иначе - немедленная депортация". Так говорили и искренне думали настоящие "местные жители".
А мы сели в старомодный гетеборгский трамвай и через полчаса были в центре.
Своеобразие этого города подчеркивается множеством цветочных клумб. Было довольно неожиданно увидеть в северной стране, пусть даже летом, такие площади цветочных партеров. Здесь, в самом центре города, в старинном ботаническом саду, росли на открытом воздухе даже пальмы, правда, как я понял, на зиму их хорошо утепляли. 
В этом прекрасном саду мы и провели большую часть дня. Не забыли взглянуть на знаменитый в свое время огромный крытый стадион *Скандинавиум*, сейчас, при современных стротельных материалах и технологиях, производивший, несмотря на ухоженность, довольно убогое впечатление.
Вернувшись тем же путем, через "арабские эмираты", домой, мы отправились посмотреть теперь уже чисто шведский поселок.
"Богатые" аборигены жили в старых деревянных домах, достаточно больших, но довольно неопрятного вида. С улицы можно было разглядеть салоны, обставленные далеко не новой мебелью. В большинстве домов хозяева в это время сидели у телевизоров и ими же освещались.
Еще один, дополнительный, источник света и, в то же время, шведская традиция - маленький ночник на окне.
У каждого дома был припаркован как минимум один новый автомобиль, а чаще и несколько, преимущественно свой родной "Вольво".
Пройдя по нескольким полутемным улочкам, мы вернулись в мотель. Завтра предстояло преодолеть завершающий этап нашего путешествия - возвращение в Копенгаген.

Обратно через пролив Орезунд

Утром следующего дня мы покинули гостеприимный мотель с любопытным персоналом и, выехав на скоростное шоссе, двинулись на юг.
Нам предстояло проехать еще часть Швеции, переправиться через пролив Орезунд на датскую сторону, добраться до Копенгагена и, самое главное, найти в этом ,отнюдь не маленьком и не дешевом городе, недорогое жилье.
Сейчас между Копенгагеном и шведским Мальмо построен огромный мост.
Тогда же, во время нашей поездки, перебраться на другой берег можно было только на пароме - или из Мальмо прямо в центр датской столицы, или севернее - из шведского Гельсинфора в датский Гельсингор. Мы остановились на последнем варианте, решив начать поиски жилья с пригородов Копенгагена.
Организация загрузки автомобилей на паром в порту Гельсинфора великолепная. Регулировщики в ярко - желтых комбинезонах сортировали машины - легковые, небольшие фургоны и грузовики и направляли их по трем раздельным направлениям.
Не прошло и двадцати минут как наша путешественница "Вольво" уже стояла в недрах корабля, а мы поднялись на палубу, где и потратили последние шведские и норвежские кроны.
И вот уже Гельсингор. Автомобили организованно съезжают на берег в три потока, но, после выезда из порта, эти дороги сходятся в одну.Здесь то и кончается скандинавская вежливость и начинается самый элементарный восточный балаган - то есть впереди наглейший.
Так, миновав образовавшуюся пробку, мы выехали на шоссе, ведущее в столицу Дании.
От Гельсингора до Копенгагена непрерывной лентой протянулись пригородные поселки, а вся свободная территория между ними занята густыми хвойными лесами с множеством озер.
Красота неописуемая. По сравнению с противоположным, шведским, берегом, с теми районами, которые мы проезжали, природа здесь побогаче, а архитектура зданий совершенно другая - как мне кажется, что - то среднее между немецкой и голландской.
Естесственно в таких местах искать недорогое жилье было бессмысленно, а, свернув с главного шоссе поближе к берегу моря, мы попали в район богатых вилл, отелей и пансионатов, тоже для людей отнюдь не бедных.
Въехав уже непосредственно в Копенгаген, мы оказались на широком проспекте, застроенном многоэтажными домами примерно начала двадцатого века, теми, которые принято называть "доходными".
Где - то здесь, согласно справочнику, тому, что мне дали в центре туристской информации, было несколько комнат для сдачи на короткий срок..
Покрутившись по переулкам, мы нашли наконец искомый пятиэтажный дом непрезентабельного вида и я отправился на разведку.
С правой стороны облупленного фасада - арка с воротами, закрытая на большой ржавый висячий замок. Рядом - входная дверь в подъезд, очень узкий, с ведущей вверх деревянной лестницей.
Квартира, указанная в справочнике, была заперта. Но тут я увидел на одном из почтовых ящиков искомую налпись B & B и поднявшись на пятый этаж позвонил в эту квартиру.
Дверь сразу распахнулась, словно меня там уже поджидали.
Хозяин очень напоминал небезизвестного Фреди Крюгера, персонажа американского сериала "Кошмар на улице Вязов". При этом он пытался придать своему лицу вежливое выражение.
Представив себе, что нам придется провести ночь в обществе этого "киногероя" и еще неизвестно в каком окружении, я извинился и быстро ретировался.
Так мы добрались до центра города, в уже знакомые места и припарковались в районе вокзала, месте не очень спокойном.
Копенгагенский железнодорожный вокзал находится в самом центре города, рядом с Ратушной площадью и парком "Тиволи".
Находясь в сердце датской столицы, небольшое вокзальное здание делит этот район на две резко противоположные части.
Выход в сторону "Тиволи" - обычная столичная публика и множество туристов. Наш первый отель находился в этой части центра и стоил соответственно месту его расположения.
А с противоположной стороны вокзала, даже внутри, еще перед выходом на улицу, крутится совершенно иная публика - мягко говоря "намного проще" и покриминальней.
Небольшое здание, а с каждой стороны совершенно иной мир. Теперь, в последнюю ночь, мы уже по эту сторону.
Из магазинов тут преобладают секс - шопы и тому подобное. Здесь расположено много отелей, среди них встречаются особые, для публики с определенной сексуальной ориентацией. Однако есть и обычные, а цены в этих гостиницах примерно в полтора раза ниже, чем в точно таких же, расположенных с другой стороны вокзала, всего в каких - нибудь пятистах метрах отсюда.
На следующее утро, выехав на широкий проспект имени Ганса Христиана Андерсена, мы взяли курс на международный аэропорт.
Терминал новый, с множеством магазинов, кафе и оригинальным рестораном "Тиволи", стилизованным под своего старшего брата.
А самолеты все прилетали и привозили целые группы усатых мужчин, женщин в длинных черных платьях и черных же платках, а с ними и массу детей. Это были не туристы, а "новые датчане", в недалеком будущем - полноправные граждане страны.
Мы сидели в общем зале, ожидая начала регистрации нашего рейса на Милан. Вдруг у нескольких стоек, почти рядом с нами, началось какое - то движение. Молодые ребята в строгих черных костюмах установили ограждение, и пассажиры этого рейса, еще не доходя о обычной регистрации, уже проходили строгую проверку безопасности. Конечно, это был рейс на Тель - Авив.
Пассажиры, находящиеся в это время в зале вылета, по - разному отнеслись к тому, что происходило. Самая дружелюбная реакция, которую мы услышали от датчан и "всяких прочих шведов"- то, что Израиль чересчур "заклинился" на безопастности и это негативно отражается на пассажирах. В старой, доброй Европе нечего и некого бояться.
На посадку в самолет, летевший в Милан, мы прошли быстро и без всяких "никому не нужных" проверок.

Туризм и политика

Прошло десять лет. Своеобразный юбилей.
В Копенгагене наконец - то достроили метро, открыт новый мост над проливом Орезунд, из Дании в шведский город Мальме.
Кстати о Мальме.
Там, недалеко от центра города, был небольшой зеленый островок с прекрасным песчаным пляжем - основное место отдыха горожан в редкие здесь, на севере Европы, солнечные дни.
Сейчас шведы называют этот островок "Персидским заливом", что вполне соответствует преобладающей там теперь публике, да и не только там.
Изумрудная трава давно уже пожелтела, в тех местах, где она еще осталась. Кругом следы от пикников, песок на пляже перемешан с осколками битого стекла.
Жителям города придется искать новое место отдыха, а лучше, пусть поищут другую страну.
            Ведь Скандинавия такая маленькая!
ОслоGet Adobe Flash player
Get Adobe Flash player
Бесплатный хостинг uCoz