|
|
"Дедушка метрополитенов"
Мысль о передвижении под землей давно не давала покоя инженерным умам самой передовой тогда, в девятнадцатом веке, страны.
В 1843 году в присутствии королевы Виктории был открыт пешеходный тоннель под Темзой. В 1863 году по нему помчались поезда, и с тех пор движение не прекращается.
Тогда, в 1863 году, произошло главное событие в истории метростроения - пуск первого в мире 3,6 километрового подземного участка внеуличной железной дороги.
Несмотря на то, что поездки в заполненных паровозным дымом и копотью тоннелях были далеко не комфортабельными, практическая целесообразность превзошла все ожидания. И уже в год пуска парламентская комиссия одобрила сооружение подземной окружной железной дороги общей протяженностью около 30 километров.
Локомотивы работали на пару, и, чтобы пассажиры не задохнулись, в тоннелях через каждые 100 метров пробили вентиляционные колодцы.
Должно быть, лондонские улицы, под которыми проходила "труба", напоминали долину гейзеров - с вырывающимися на поверхность клубами дыма.
Наконец, в 1890 году на Южно-Лондонской линии была введена электрическая тяга поездов.
Самая первая в мире линия метрополитена, та, открытая в 1863 году, жива до сих пор и даже сохранила первоначальное название - Metropoliten line.
Лондон, город, открывший для всего мира преимущества этого вида городского транспорта, сегодня обладает довольно разветвленной сетью, включающей кольцевую линию и множество радиальных, которые по мере приближения к окраинам, расходятся еще на несколько, образуя так называемую "вилку".
На первый взгляд кажется, что московское и лондонское метро - это почти братья - близнецы. Но, в отличие от российской столицы, спустившись вниз, пассажир видит очень просто отделанную станцию, своего рода кусок "трубы", предназначенный только для выполнения своих функций и не более. Лишь иногда проскальзывает что - то похожее на робкую попытку архитектора хоть как - то подчеркнуть индивидуальность станции, связав ее оформление с местом вблизи которого она находится.
Однако в последнее время положение несколько изменилось.
Например, новая линия "Миллениум" старается соответствовать своему названию - станции здесь украшены чем - то вроде жеванного тонированного алюминия. Немного странно, однако запоминается своей экстравагантностью.
А на остальных линиях все очень просто - эскалаторный тоннель, как и в Москве, увешанный рекламами, небольшой средний зал с минимальной отделкой и слабым освещением, а по сторонам - проемы для прохода на платформы.
Бросаются в глаза, посеревшие от многолетней пыли потолки, стены, увешанные гирляндами электрических кабелей и огромными рекламными афишами.
В лондонском метро существуют линии, где размеры тоннелей позволяют пропускать поезда только определенных габаритов и формы.
Например, линия Пикадили, где верхняя часть вагона вместе с дверями имеет полукруглую форму. Поэтому, зайдя в поезд и остановившись у входа, во время закрытия дверей вы имеете реальную возможность быть прижатыми их створками так, что туловище будет в вагоне, а голова - в тоннеле. Но ничего страшного. Освободиться из этого плена очень легко.
В целом же, лондонское метро - довольно удобный вид транспорта, которым часто пользуются и далеко не бедные люди, добираясь до своих офисов намного быстрее, чем простаивая в бесчисленных пробках на узких улочках центра.
Как и в Москве, станции лондонского метро расположены не очень близко друг от друга, однако этим видом транспорта, можно доехать до всех основных достопримечательностей города - музеев, вокзалов, крупных магазинов типа "Харродс", а также перейти на внутригородские и пригородные линии Британских железных дорог.
"Пассажир в красной рубашке, не притворяйтесь, что читаете газету. Мы знаем, грязный извращенец, вы разглядываете бюст вашей соседки". Или такое - "Просьба к американским туристам - говорите потише".
Это "шутки" Эммы Кларк - многолетнего диктора Лондонского метрополитена.
В 2008 году "голос трубы" уволили. Формальной причиной стало ее интервью одному из телеканалов, где она признается, что боится ездить в столичной подземке. Вот такая "реклама".
Кроме подобных "шуток" в поездах, особенно тех, которые обслуживают эмигрантские окраины, можно услышать классическую музыку.
Так, с помощью Рахманинова и Вивальди, руководство подземки и местной полиции пытается сократить преступность на метрополитене.
Посмотрим. А пока неопытному туристу не стоит выезжать из границ первой зоны, особенно в вечернее время.
Схема линий метрополитена в том виде, который мы знаем, пришла к нам из Лондона. Несмотря на простоту и очевидность, она стала одним из крупнейших изобретений века.
Вначале линии наносились на обычную карту города в соответствующем масштабе. Несмотря на точность схемы, пользоваться ей было невозможно.
Помогло вмешательство чертежника Гарри Бека, временно нанятого отделом сигнализации. В свободное от работы время он придумал карту, применив тот же принцип, что и в рисуемых им электросхемах.
Этим принципом теперь пользуются метрополитены всего мира - каждая ветка имеет свой цвет и расположена строго по горизонтали, вертикали или диагонали, а станции размечены без учета фактических расстояний между ними.
Пробная диаграмма вышла в 1933 году и с тех пор иного варианта не найдено.
Будущее лондонского метрополитена впервые пытались предсказать в 1914 году. Некий профессор писал в транспортном журнале, что через 85 лет на станциях откроются комфортабельные комнаты ожидания, куда станут моментально стекаться все сообщения о движении поездов, возможно, даже в виде картинок на художественно подсвеченных экранах.
Сегодня "дедушку" дополняет мини-метро - Docklands Light Railway (DLR). Эта ветка проходит над землей, поезда в ней без машинистов, и формально она к лондонскому метро не относится. DLR имеет смысл пользоваться при осмотре доков и Гринвича.
|
"Дедушка метрополитенов"
Мысль о передвижении под землей давно не давала покоя инженерным умам самой передовой тогда, в девятнадцатом веке, страны.
В 1843 году в присутствии королевы Виктории был открыт пешеходный тоннель под Темзой. В 1863 году по нему помчались поезда, и с тех пор движение не прекращается.
Тогда, в 1863 году, произошло главное событие в истории метростроения - пуск первого в мире 3,6 километрового подземного участка внеуличной железной дороги.
Несмотря на то, что поездки в заполненных паровозным дымом и копотью тоннелях были далеко не комфортабельными, практическая целесообразность превзошла все ожидания. И уже в год пуска парламентская комиссия одобрила сооружение подземной окружной железной дороги общей протяженностью около 30 километров.
Локомотивы работали на пару, и, чтобы пассажиры не задохнулись, в тоннелях через каждые 100 метров пробили вентиляционные колодцы.
Должно быть, лондонские улицы, под которыми проходила "труба", напоминали долину гейзеров - с вырывающимися на поверхность клубами дыма.
Наконец, в 1890 году на Южно-Лондонской линии была введена электрическая тяга поездов.
Самая первая в мире линия метрополитена, та, открытая в 1863 году, жива до сих пор и даже сохранила первоначальное название - Metropoliten line.
Лондон, город, открывший для всего мира преимущества этого вида городского транспорта, сегодня обладает довольно разветвленной сетью, включающей кольцевую линию и множество радиальных, которые по мере приближения к окраинам, расходятся еще на несколько, образуя так называемую "вилку".
На первый взгляд кажется, что московское и лондонское метро - это почти братья - близнецы. Но, в отличие от российской столицы, спустившись вниз, пассажир видит очень просто отделанную станцию, своего рода кусок "трубы", предназначенный только для выполнения своих функций и не более. Лишь иногда проскальзывает что - то похожее на робкую попытку архитектора хоть как - то подчеркнуть индивидуальность станции, связав ее оформление с местом вблизи которого она находится.
Однако в последнее время положение несколько изменилось.
Например, новая линия "Миллениум" старается соответствовать своему названию - станции здесь украшены чем - то вроде жеванного тонированного алюминия. Немного странно, однако запоминается своей экстравагантностью.
А на остальных линиях все очень просто - эскалаторный тоннель, как и в Москве, увешанный рекламами, небольшой средний зал с минимальной отделкой и слабым освещением, а по сторонам - проемы для прохода на платформы.
Бросаются в глаза, посеревшие от многолетней пыли потолки, стены, увешанные гирляндами электрических кабелей и огромными рекламными афишами.
В лондонском метро существуют линии, где размеры тоннелей позволяют пропускать поезда только определенных габаритов и формы.
Например, линия Пикадили, где верхняя часть вагона вместе с дверями имеет полукруглую форму. Поэтому, зайдя в поезд и остановившись у входа, во время закрытия дверей вы имеете реальную возможность быть прижатыми их створками так, что туловище будет в вагоне, а голова - в тоннеле. Но ничего страшного. Освободиться из этого плена очень легко.
В целом же, лондонское метро - довольно удобный вид транспорта, которым часто пользуются и далеко не бедные люди, добираясь до своих офисов намного быстрее, чем простаивая в бесчисленных пробках на узких улочках центра.
Как и в Москве, станции лондонского метро расположены не очень близко друг от друга, однако этим видом транспорта, можно доехать до всех основных достопримечательностей города - музеев, вокзалов, крупных магазинов типа "Харродс", а также перейти на внутригородские и пригородные линии Британских железных дорог.
"Пассажир в красной рубашке, не притворяйтесь, что читаете газету. Мы знаем, грязный извращенец, вы разглядываете бюст вашей соседки". Или такое - "Просьба к американским туристам - говорите потише".
Это "шутки" Эммы Кларк - многолетнего диктора Лондонского метрополитена.
В 2008 году "голос трубы" уволили. Формальной причиной стало ее интервью одному из телеканалов, где она признается, что боится ездить в столичной подземке. Вот такая "реклама".
Кроме подобных "шуток" в поездах, особенно тех, которые обслуживают эмигрантские окраины, можно услышать классическую музыку.
Так, с помощью Рахманинова и Вивальди, руководство подземки и местной полиции пытается сократить преступность на метрополитене.
Посмотрим. А пока неопытному туристу не стоит выезжать из границ первой зоны, особенно в вечернее время.
Схема линий метрополитена в том виде, который мы знаем, пришла к нам из Лондона. Несмотря на простоту и очевидность, она стала одним из крупнейших изобретений века.
Вначале линии наносились на обычную карту города в соответствующем масштабе. Несмотря на точность схемы, пользоваться ей было невозможно.
Помогло вмешательство чертежника Гарри Бека, временно нанятого отделом сигнализации. В свободное от работы время он придумал карту, применив тот же принцип, что и в рисуемых им электросхемах.
Этим принципом теперь пользуются метрополитены всего мира - каждая ветка имеет свой цвет и расположена строго по горизонтали, вертикали или диагонали, а станции размечены без учета фактических расстояний между ними.
Пробная диаграмма вышла в 1933 году и с тех пор иного варианта не найдено.
Будущее лондонского метрополитена впервые пытались предсказать в 1914 году. Некий профессор писал в транспортном журнале, что через 85 лет на станциях откроются комфортабельные комнаты ожидания, куда станут моментально стекаться все сообщения о движении поездов, возможно, даже в виде картинок на художественно подсвеченных экранах.
Сегодня "дедушку" дополняет мини-метро - Docklands Light Railway (DLR). Эта ветка проходит над землей, поезда в ней без машинистов, и формально она к лондонскому метро не относится. DLR имеет смысл пользоваться при осмотре доков и Гринвича.
|
|