|
|
Берлин - метро и политика
Сегодня невозможно себе представить Берлин без метро. Если бы его не было, город давно оказался бы в транспортном параличе. Нельзя, однако, утверждать, что сто лет назад берлинские власти отличались особой прозорливостью и целенаправленно развивали общественный транспорт. К метро они относились, скорее, скептически, опасались, что подземные туннели нарушат систему городской канализации. Автору первого проекта Вернеру фон Сименсу пришлось ждать семнадцать лет, прежде чем в 1896 году берлинские власти утвердили его план строительства первого шестикилометрового отрезка, целиком проходящего по наземной эстакаде. Открытие состоялась 15 февраля 1902 года, когда по громыхающей чугунной эстакаде, кстати, сохранившейся до сих пор, проехал первый "министерский" поезд метро. В вагоне сидел кайзер Вильгельм II. Это была его первая и последняя поездка на этом виде транспорта. Начиналось новое столетие. В течении двадцатого века город пережил несколько катастроф, отнюдь не природных. Первая трагедия Берлина произошла сразу же после военного поражения Германии в Первой мировой войне, в 1918 году. Город превратился в поле политических сражений. Постоянные демонстрации, порой доходящие до самых настоящих уличных боев, глубокий послевоенный экономический кризис, выплата репараций победителям, массовая безработица - все это превратило столицу Германии в большую политическую свалку. Лишь к концу двадцатых годов Берлин, как и вся страна, стал приходить в себя и постепенно возвращать прежний имидж города высокой культуры и крупнейшего в Европе промышленного и транспортного центра. Однако разрушительный политический маховик уже набрал такую скорость, что остановить его было невозможно. Так Берлин приближался к своей второй катастрофе, пока тоже политической. С приходом к власти в 1933 году Национал - Социалистской партии, получившей большинство в Рейхстаге, Берлин постепенно превращается в столицу тоталитарного режима и продолжает движение к своей уже не политической, а физической катастрофе. Вместо толерантного и вольного, Берлин становится серым и мрачным, городом, где все подозревают всех, где постепенно закрывались многочисленные рестораны и варьете, в город пустынных улиц, в город - призрак. Немцы сделали свой выбор, но слишком поздно об этом пожалели. От довоенного Берлина остались только отдельные фрагменты. На старом месте построен новый город, сохранивший прежнее название. В Берлине, в отличие от Дрездена, бомбардировки продолжались в течении длительного времени и гражданского населения в городе осталось немного. Берлин разрушали постепенно и, к концу войны, особенно после последнего штурма, он, особенно в центральной части, превратился в груду развалин. Но и это была не последняя трагедия многострадального города. Столица, географически расположенная в восточной части страны, при разделе Германии оказалась на территории Советской оккупационной зоны, примерно в ее центре. Сам же Берлин был поделен на четыре сектора. Высшим органом управления городом стала Союзная комендатура, куда входили представители стран -победительниц. Со временем СССР порвал все договоренности, ушел из союзного органа управления, объявив Восточный Берлин столицей ГДР и заявив главам трех западных держав, что они должны покинуть Западный Берлин и превратить его в демилитаризованный город. Бывшие союзники ультиматум отклонили. Так в центре просоветского государства оказалось странное образование - Западный Берлин, созданный из оставшихся трех оккупационных зон. Теоретически имея независимый статус, на практике он был составной частью ФРГ, своего рода "анклавом капитализма" в центре страны, строившей социализм. Познав "прелести", теперь уже другого, советского, тоталитарного строя, восточные немцы, особенно те, кто был далеко от партийной "кормушки", начали массово перебираться на Запад, в ФРГ. Такого "Большой Брат" больше терпеть не мог. В ночь на воскресенье 13 августа 1961 года в Восточном Берлине была объявлена тревога первой степени. Военнослужащие двух армий - СССР и ГДР, полиция и рабочие дружины, созданные коммунистической властью, заняли указанные позиции, где были заранее заготовлены материалы и строительная техника. Работы продолжались лишь ночь, но уже к утру трехмиллионный город оказался разрубленным на две части. Но не стеной, она появилась позже. Колючая проволока перегородила 193 улицы, 8 трамвайных путей и 4 линии метро. В приближенных к границе местах были заварены водопроводные и газовые трубы, перерезаны электрические и телефонные кабели, заложены кирпичом канализационные туннели. Больше всего повезло тем, кто жил в домах, через которые проходила граница между секторами. В первые часы, когда люди стали понимать, что произошло, они прыгали из окон, а западные берлинцы растягивали палатки и одеяла и подхватывали прыгавших. Тогда пограничники стали врываться в квартиры и замуровывать "криминальные" окна. Некоторые попытки прорваться сквозь стену завершались удачно. Сотни, если не тысячи людей пытались ее преодолеть. Но со временем человек привыкает ко всему. Прошли годы, и эта своеобразная граница уже казалась незыблемой твердыней. За несколько дней до сорокалетия ГДР, в Лейпциге народная полиция разгоняет демонстрацию. Прибывшего на празднование юбилея в Берлин Горбачева люди встречают плакатами - "Горби, помоги нам!". Сразу после этого шесть тысяч граждан ГДР, получивших убежище в посольствах ФРГ в Праге и Варшаве, специальным поездом вывозятся в Западную Германию. 27 октября Госсовет ГДР объявляет амнистию всем осужденным за попытку бегства на Запад. 9 ноября 1989 года по телевизору зачитывается новый закон о пересечении границы, содержащий некоторые послабления. Партсекретарь Гюнтер Шабовски на пресс-конференции, собранной по этому поводу, вроде - бы оговаривается - "Отныне граница практически открыта". Слух об этом моментально пронесся по всему городу. Всю следующую неделю мировое телевидение крутило одни и те же сюжеты - люди лезут через стену, пляшут, братаются и откалывают куски от поверженного заграждения. Грозных пограничников нигде не видно. Построенная, казалось на века, стена из бетона рассыпалась за одну ночь. Берлинское метро по - своему уникально. Оно служит как - бы отражением многострадальной истории города. Это - единственная в мире подземка, которая на протяжении нескольких десятилетий связывала два противостоящих другу другу военно-политических блока - восточный и западный. Подземные туннели в Берлине были проложены так, что после раздела города в 1961 году оказалось, что некоторые ветки западноберлинского метро проходят под территорией Восточного Берлина. Почти все линии, сейчас объединенной, берлинской подземки построены вдоль основных магистралей города и это позволило возвести большую часть тоннелей открытым способом. Соответственно и станции здесь находятся на небольшой глубине - достаточно только спуститься по лестнице. И расстояния между ними небольшие, где - то в среднем до километра. С одной стороны это удобно - до ближайшей станции всегда можно добраться пешком. Однако из - за частых остановок сокращается скорость движения поездов. Сами же станции настолько просты, что порой напоминают промышленные предприятия. Здесь все очень функционально и лаконично - окрашенные металлические колонны, собранные на заклепках, поддерживают балки перекрытия. На платформах темновато и не только из - за слабого освещения. Колонны и балки, выкрашенные чаще всего в темно-зеленый цвет, стены, облицованные потемневшей от времени керамической плиткой, допотопные поезда - все это действует угнетающе. Таков берлинский метрополитен - U - Bahn. S - Bahn - другой вид пассажирского транспорта, то же метро. Только не под землей, а над ней, на насыпях, мостах и эстакадах. Линии надземки пронизывают весь город, стыкуясь во многих местах с метрополитеном, выходят и за пределы Берлина, тем самым превращаясь в пригородную электричку. DB - Дойче бан - Германские железные дороги тоже имеют в Берлине свою внутригородскую и пригородную сеть. Стыковка с подземкой U и надземкой S происходит чаще всего на многочисленных железнодорожных вокзалах и на некоторых пригородных станциях. Вся эта система действует согласованно и эффективно. В 1989 году, с объединением Берлина, восстановилась и внутригородская транспортная сеть. Однако и сейчас, даже спустя много лет, по внешнему виду и состоянию станции метро можно точно определить ее месторасположение - Восточный или Западный Берлин. В последние дни Второй мировой войны, по личному приказу Гитлера, станции метрополитена в центральной части города были затоплены водой из реки Шпрее вместе с тысячами спасавшихся там от бомбардировок берлинцев. Конечно, это выглядит немного предвзято, но у меня было все время такое ощущение, особенно в районе бывшей Восточной зоны, что из этих станций только недавно откачали ту самую, "фашистскую" воду. И так с тех пор и не ремонтировали. Нынешний, объединенный Берлин - уже не тот город, что был во времена "холодной войны". После объединения Германии и переезда в Берлин правительства и парламента, возникли планы строительства новых веток метро. Хотели, в частности, продлить линию от площади Александерплатц к рейхстагу, ведомству федерального канцлера и к берлинской студии "Немецкой волны". Даже конечную станцию уже построили - с перронами и выходами. Но вот уехать с неё никуда нельзя, туннель так и не прорыли. Денег в берлинской казне нет, и строительство поэтому заморозили. Готовую же станцию сдают под дискотеки, спектакли и концерты. В новом столетии Берлину предстоит стать истинной столицей с парламентом и правительством Германии. Здание рейхстага, побывавшее в переделках, обрело купол из стекла, созданный английским архитектором Норманом Фостером. Сегодня это самый посещаемый туристский объект. Около Бранденбургских ворот играют музыканты и выступают акробаты, на Александерплатц мальчишки катаются на роликах, возле церкви кайзера Вильгельма продают пиво и сосиски. Здесь же легендарный "Чекпойнт Чарли". До падения стены тут был контрольно-пропускной пункт между Западом и Востоком. Проходить могли только работники посольств и граждане стран - союзников антигитлеровской коалиции, кроме СССР. Щиты перед входом предупреждают: "Внимание! Вы выезжаете из американского сектора!". Сейчас на месте КПП находится музей "Берлинской стены". Сама же стена, там, где она еще сохранилась, тоже музей. Это самая длинная в мире галерея. В 1990 году 118 художников из 21 страны получили по ее фрагменту и разрисовали серую бетонную поверхность каждый в своей манере. Самым главным символом этого проекта стала работа россиянина Дмитрия Врубеля. Он использовал в качестве образца историческое фото, опубликованное в 1988 году в журнале "Пари - матч" - поцелуй Брежнева и Хонеккера. Если с физической точки зрения стены давно нет, то психологически она еще остается в головах многих немцев. Трудно назвать братскими отношения, которые сложились между западными и восточными горожанами. "Западники" жалуются, что соседи с Востока превратили город в помойку и ввели в обиход курение на платформах метро. А восточные берлинцы обвиняют западных в моральном разложении и зазнайстве. Согласно опросам общественного мнения, каждый 11-й житель Восточной Германии хотел бы вернуться во времена ГДР. Самый популярный анекдот последнего десятилетия - "Знаете ли вы, почему китайцы все время улыбаются? Они не разрушили свою стену".
|
|