Где - то около Антарктиды Почему Южная Африка? Спросили бы меня, имевшего в школе твердую, многолетнюю пятерку по географии, что я знаю об Африке, кроме физической и политической карты этого континента. Тогда, в далекое советское время, опираясь на полученые от педагогов знания и строго дозированную, телерадиогазетную информацию, я бы разделил Африку на три неравные части. Первая, северная - Марокко, Тунис, Алжир, Ливия, Египет - арабские страны, вместе с прилегающими к ним Суданом, Сомали - территории, заселенные преимущественно мусульманами. Вторая, центральная, разделенная весьма условными границами на бедные, но "свободные" государства, чернокожее население которых много лет "стонало под властью белых колонизаторов", а потом, вдруг почему - то почти одновременно, "сбросив рабское ярмо", приступило к строительству новой независимой жизни. Причем по принципу "кто в лес, кто по дрова". Как вы поняли, все это советские информационные "штампы", кроме последнего предложения. И, наконец, третья часть, небольшая, самая южная, где - то около Антарктиды. О ней мы тогда не знали почти ничего, разве что там, в расистских ЮАР и Родезии, "белое меньшинство зверски угнетает местных жителей - африканцев", стремящихся к "сияющим вершинам независимости", как их северные собратья. Что, как нам внушали, приведет к грандиозному расцвету экономики в зтих странах, природные богатства которых варварски разграбляются белыми колонизаторами. Вдруг, как - то неожиданно, в 1980 году, Родезия перешла под управление черных аборигенов, "кровавый диктатор" Ян Смит канул в небытие, а ему на смену пришел местный лидер со странным европейско - африканским именем - Роберт Мугабе. Все произошло очень быстро и почти незаметно для всего остального мира. В 1994 году то же самое случилось и в соседней ЮАР - белый президент Де Клерк добровольно передал власть чернокожему Нельсону Манделе, главе прежде запрещенного "Африканского Национального конгресса". Тому самому Манделе, которого Де Клерк и его предшественники продержали целых 22 года в тюрьме на острове Робин, что недалеко от Кейптауна. И вот теперь они обнимались как лучшие друзья. Однако и после этих всех, как утверждали почти все либеральные мировые СМИ, справедливых реформ, поток информации с крайнего юга Африки не только не увеличился, но даже заметно уменьшился. У "независимой" прессы было много других, горячих и более высоко оплачиваемых "подогревателями" тем. Решение поехать в ЮАР пришло как - то неожиданно, спонтанно. Это была мечта и не более того. Однако, в свободное время, я понемногу занялся сбором информации. Погуляв по Интернету, обнаружил, что на русском языке хоть сайтов об ЮАР довольно много, но они дают лишь общие сведения, на уровне учебника географии или туристического рекламного проспекта. Однако, в это же время появился первый южноафриканский сайт на русском языке, в основном рассчитанный на эмигрантов. Своего рода сведения с мест. На этом новом сайте в разделе форумов можно было просмотреть не только отзывы и впечатления иностранцев о Южно - Африканской республике, но также взглянуть на страну глазами новых русскоязычных граждан. И чем больше я углублялся в этот поток, тем противоречивее становилась полученная информация. Одно часто полностью противоречило другому, порой доходя до абсурда. На местных официальных, в основном англоязычных, сайтах все выглядело очень красиво и заманчиво - небоскребы, парки, сафари, два океана, несметные природные богатства, высокий уровень жизни. При этом, на русском, да и на англоязычных форумах много говорилось о криминале, ужасающей бедности, "бидонвилях" для чернокожих и многих других внутренних проблемах. И тут же описывались богатые города, великолепные дороги, чудеса Сан-Сити - города развлечений, местного аналога американского Лас-Вегаса. Окончательно заблудившись в этом лесу, я направился в ближайшее турбюро и неожиданно попал к агенту, который недавно вернулся из поездки в ЮАР. Информация, полученная от него окончательно превратила мой, и без того запутанный узел, в почти что неразвязываемый. Так, например, на мой вопрос о том, есть ли там общественный транспорт, турагент ответил, что да, есть, но не для белых. Я снова переспросил, есть ли в ЮАР поезда, городские и междугородные автобусы. Агент еще раз повторил - да ,есть, но не для белых и он не советует ими пользоваться. А как же передвигаться по городам и по стране, если например едешь в ЮАР самостоятельно? Лучше всего путешествовать организованным туром или, наконец, арендовать машину - ответил он. В другом турбюро нашелся человек, у которого близкие родственники постоянно живут в Кейптауне и он к ним часто ездит. По его словам, в ЮАР нет никаких проблем с передвижением общественным транспортом, как в городах, так и между ними. И еще один факт общего плана, но тоже довольно необычный. В ЮАР в настоящее время действуют одиннадцать официальных языков, три столицы - Претория - резиденция президента, Кейптаун - резиденция парламента и Блумфонтейл - место где расположен Верховный Суд страны. Кроме этого есть столицы неофициальные - Иоганнесбург - финансовая столица, самая большая городская агломерация, Сан - Сити - столица развлечений и так далее. Расстояния в Южной Африке тоже не маленькие. Так, между Иоганнесбургом и Кейптауном около тысячи километров по прямой, до Дурбана - около восьмисот. Этот информационный узел можно было распутать только одним способом - посмотреть своими глазами. Программа наша выглядела так - полет до Кейптауна, остановка там на пару дней,а затем, на арендованной машине, проехать вдоль берега океана, вернее двух - Атлантического и Индийского, в восточном направлении сколько сможем, потом вернуться обратно в Кейптаун, по пути заехав на "Винный путь". И хотя все это планировалось теоретически, программа была выполнена практически полностью. Перед тем, как начать описание нашей поездки, хочу предупредить,что это рассказ о том, что мы видели - просто непредвзятый взгляд туриста. Да и трудно претендовать на какие - либо обобщения. когда мы были только в одной провинции - Западный Кейп. О ней и мой рассказ. В дороге
Мы летели до Германии - во Франкфурт - на - Майне, а оттуда, рейсом той же авиакомпании - Франкфурт - Иоганнесбург - Кейптаун. Продолжительность всех этих перелетов, включая пересадку - около 24 часов. Так сказать брутто. Рейс Франкфурт - Иоганнесбург - Кейптаун. Все быстро и четко, нет никакой проверки и охраны. Правда мы пришли из зала транзита и поэтому считались как - бы уже проверенными. Публика в самолете по сравнению с первым рейсом, уже иная. Есть негры и, судя по их виду, не из бедных. Скорее всего - бизнессмены и или что - то подобное. Однако основная часть пассажиров - белые. Но и они отличаются от европейцев. Так, среди тех, кто возвращается домой, много людей, которых я назвал бы "фермерами". Они чем - то похожи на ковбоев, на настоящих, деревенских, а не голливудских - обветренные загорелые лица, натруженные мозолистые руки, простая функциональная одежда. Была в самолете небольшая группа научных работников из России. Они, продолжали полет до Антарктиды с пересадкой в Кейптауне. А также, конечно, европейские туристы, как всегда, преимущественно немцы. Мы летим строго на юг. Перелетели Средиземное море поперек, а африканский континент вдоль. По дороге авиакомпания подготовила пассажирам небольшой сюрприз. Этот рейс был организован таким образом, чтобы как в прямом, так и в обратном направлении самолет ровно в полночь пересекал экватор. Идея конечно великолепная, но в середине ночи это мало кого интересовало, особенно после постоянных предложений что - нибудь выпить. И напитки отнюдь не легкие. На тележках, которые стюардессы возили вдоль прохода с интервалом движения поездов московского метро в "час пик", стояли бутылки с водкой, коньяки, шнапс, виски, а где - то внизу с трудом просматривалась кола, швепс и еще что - то такое минеральное. Искушение было слишком велико и через час после взлета почти весь самолет погрузился в сон. Кто от выпитого алкоголя, а кто - просто от усталости. Так вот она какая Спустя десять часов после вылета из Франкфурта, мы приземлились в международном аэропорту Иоганнесбурга - самого большого мегаполиса Южно - Африканской республики. Здесь вышла основная масса пассажиров и салон опустел на две трети. Сменился и экипаж. Аэропорт Иоганнесбурга поразил своими размерами. Масса самолетов, в основном "Южно - Африканских авиалиний", гигантское здание терминала. Персонал на летном поле - одни чернокожие африканцы. После часовой стоянки взлетаем и делаем круг над огромным мегаполисом, который включает не только Иоганнесбург, или как здесь его называют, извините, Е - Бург, но и столицу страны Преторию, и печально известный своим криминалом черный пригород Соуэто. Но сверху не разобрать, где бедные, где богатые, где черные, где белые. Продолжаем полет в юго - западном направлении. На экране монитора - карта и можно довольно точно представить, где мы находимся в данный момент. Наша поездка проходила в мае, то есть в конце осени в Южном полушарии. И даже с самолета видно,что прошедшее лето здесь было жарким, земля выжженая, серо - красного цвета, зелени почти не видно. Зато хорошо просматривались шахты по добыче алмазов, чем - то напоминавшие лунные кратеры. Полет над территорией ЮАР проходил над довольно ровной поверхностью горного плато, которое занимает большую часть страны. Внезапно плато закончилось высокими обрывами, переходящими в приморскую долину. Мы подлетели к южному краю африканского континента. Самолет продолжал полет над густыми облаками.Однако при этом вся эта картина за окном выглядела несколько необычно. Из волнистого поля выглядывали то тут, то там горные вершины из черного базальта. Сочетание белых облаков и черных горных пиков создавало поистине фантастическую картину. Снижаясь, самолет прошил эти густые белоснежные волны и оказалось, что мы уже довольно близко к цели. Несмотря на густой туман, земля была ярко освещена утренним солнцем. С высоты просматривались торговые центры со стоянками, заполненными автомобилями, поселки с домиками под красными черепичными крышами и обязательными бассейнами. Впереди показался океан. Самолет сделал над ним круг, вернулся на материк и приземлился в международном аэропорту города Кейптаун, центре провинции Западный Кейп, первой цели нашего путешествия. Кейптаун - первое впечатление Терминал кейптаунского аэропорта оказался относительно небольшим, но совсем новым, очень удобным и идеально чистым. На паспортном контроле не ставят печать, а приклеивают листок размером почти со страницу - нам разрешают въехать в страну и находиться там до трех месяцев, без права на работу. Проходим зеленый коридор таможни и идем обменивать доллары на ранды - местная, довольно высоко конвертируемая валюта. Здесь тоже не все так просто. С паспорта делают копию, потом записывают всевозможные данные - цель приезда, номер рейса прилета, номер рейса отлета, название отеля, где мы собираемся остановиться и т.д. Только лишь после этих процедур производят обмен под грабительский процент. Добавлю, что мы имели удовольствие побывать еще в одном обменном пункте, в самом центре Кейптауна. Так там, при входе, перед всеми вышеописанными процедурами, сначала тебя запускают в тамбур, наглухо закрывают наружную дверь, разглядывают с помощью телекамер, снимают на видео и лишь потом, если ты, по их мнению, не опасен, открывают внутреннюю дверь. Почти как при выходе в открытый космос. Но на это есть очень веские причины. Получив заказанный автомобиль, благо стоянка фирмы Europcar находится прямо напротив выхода из здания терминала, выехали на общенациональное шоссе номер два в направлении центра Кейптауна. Движение в ЮАР левостороннее и, конечно,сначала вести машину было непривычно и трудновато. Хорошо,что в этот воскресный день автомобилей по дороге двигалось не так много. Шоссе многополосное, с великолепным покрытием, очень ухоженное, много указателей, в основном на английском языке, но попадались и на африкаанс. Например одна надпись "Cape Town" на английском, а следующая "Kapshtadt" - на африкаанс, правда указателей на английском языке намного больше. Отель мы заказали в центре города, главным образом из - за проблем с парковкой. Как сообщала реклама, при гостинице имееется своя охраняемая стоянка. Мы решили так - по центру Кейптауна можно прогуляться пешком, а на удаленные объекты подъехать на машине. За городом обычно проблем с парковкой намного меньше. Сам отель располагается на Площади Зеленого рынка - Greenmarket Square - месте известном своим базаром по продаже сувениров и разных африканских поделок. В этот воскресный день торговли не было и мы без проблем подъехали к гостинице, где перед входом действительно обнаружилась небольшая стоянка. Во время оформления я спросил у африканки за стойкой регистрации в какое время завтрак. И получил в ответ, что у нас оплачена только ночевка. Тогда, показав на ваучер, я поставил вопрос иначе - что означает написанное там B & B. И тут же было сообщено время и место завтрака. Ошибся человек, бывает.Но,скорее всего, ошибки никакой тут не было. Так состоялась первая встреча с "новым" южноафриканским сервисом. Вопросами парковки занимались два здоровенных негра, но уже за другой стойкой, немного в стороне. Они нам объяснили, что стоянка для гостей находится очень близко, "всего" в двух кварталах от отеля. А перед входом можно припарковаться только лишь на короткое время, например выгрузить вещи. Из окна нашей комнаты на восьмом ( фактически десятом ,учитывая технические ) этаже открывался великолепный вид на центр города. Тут все было перемешано.Здания так называемого английского колониального стиля соседствовали с, преимущественно серого цвета, высотками постройки тридцатых - сороковых годов прошлого века и совсем новыми башнями оффисов и банков. Фоном для этого "карнавала архитектуры" служили, находящиеся на заднем плане горные цепи и отдельные вершины из черного базальта, те самые, которые были видны над облаками при подлете к городу. Приближался вечер и мы, немного отдохнув, отправились побродить по центру и, заодно, посмотреть место ночной парковки. За углом нашего отеля, в переулке, обнаружилось очень странное здание. Семиэтажный дом, целиком выкрашенный в красный цвет, был украшен лепкой в виде советского символа - серпа и молота, а также скульптурами Ленина. Да, да именно его. Владимир Ильич был изображен в полный рост, в пальто, кепке и прикреплен к фасаду под углом. Таких одинаковых Лениных я насчитал семь. Они, видимо, служат местом установки красных флагов во время пролетарских праздников. Что только не увидишь в этом мире. Рассматривая это чудо архитектуры, мы как - то отвлеклись от окружающей нас действительности. А расслабляться в такое время оказывается нельзя. По краям площади кучковались группы африканцев самого непрезентабельного вида. Они шли за нами, что - то говорили. У многих вид был довольно агрессивный. Ни одного белого лица. Мы не знали что делать, как себя вести, не понимали ни слова. Состояние не из приятных. Поэтому, решив не испытывать судьбу, вернулись в отель, сели в машину и поехали в ту часть Кейптауна, которая называется "Виктория и Альберт Ватерфронт". Нас предупредили, что во время движения, особенно в вечернее время, нужно обязательно запирать машину изнутри. Кроме того местные водители стараются, по возможноси, долго не задерживаться у светофоров, даже на красный сигнал. Так как в этот воскресный вечер движение было небольшим, то почти все местные шоферы так и делали. При этом Кейптаун считается самым спокойным городом Южной Африки. Victoria & Albert Waterfront Раньше здесь был кейптаунский морской порт. Потом рядом построили новый, намного больше и современней, а в зданиях бывших складов разместился огромиый развлекательный комплекс - торговые центры, кинотеатры, в том числе единственный в Африке IMAX, Аквариум, музеи, отели, рестораны и т. п. Тут же и пристани, откуда уходят прогулочные корабли на остров Робин, в музей - место заключения Нельсона Манделы,в Сенчури сити - город века и на другие туристские аттракции. В наш первый вечер, когда мы приехали сюда, то поразились разнице между центром Кейптауна и районом Ватерфронта. Здесь, несмотря на позднее время, было полно людей, преимущественно белых, а если попадались африканцы, то довольно приличные. Причем полиции почти не видно, но я уверен, что это место охраняется очень тщательно. Много иностранных туристов, все магазины, рестораны, сувенирные лавки открыты и заполнены народом. Играют уличнык оркестры, тут же небольшие цирковые представления. В общем, совсем другой город или очередная "резервация" для белых. Мы заходили во множество бутиков, поглазели на элегантную одежду и обувь, побродили по огромному торговому центру - моллу, составленному из нескольких старых портовых зданий и поэтому достаточно запутанному, а потом посидели в небольшом уличном кафе на морском берегу. Правда недолго, так как в этот осенний майский вечер было довольно прохладно. Когда, проехав через совершенно пустой центр, мы вернулись в отель, то не рискнули ехать на стоянку, ту, что "совсем рядом", а передали ключи от машины в регистрацию и попросили их припарковать наш автомобиль, что они забыли или просто поленились сделать. Из окна номера в этот час была видна такая картина. В центре ярко освещенной площади Зеленого рынка пусто, только блестит свежевымытая брусчатка. Но по углам, в кустах, мелькают какие-то подозрительные тени. Приблизив их с помощью видеокамеры, я увидел тех же африканцев - попрошаек, располагавшихся на ночлег прямо на земле, подложив под себя какое - то рванье. В шесть тридцать утра нас разбудил шум, доносящийся с улицы, даже сквозь плотно закрытое окно. Площадь была заполнена людьми, собиравшими торговые палатки. Кругом стояли мешки, баулы, ящики. При взгляде сверху - полный балаган. Но ровно в семь часов сувенирныый рынок открылся и тут же заполнился многочисленными туристами. Откуда только они взялись в такую рань? Прогулки по центру Кейптауна Центральная часть Кейптауна в это солнечное утро понедельника выглядела точно также, как деловой район любого западного города. Клерки торопились на работу в многочисленнык офисы и банки. Среди них много как белых, так и черных лиц. Аддерлей стрит - центральная ось города, вернее его деловой части, заполнена машинами, в основном новыми, последних моделей. Многоэтажные универмаги, несмотря на ранний час уже открыты,чистота на улицах идеальная, словно прошлись пылесосом. Аддерлей стрит и ее продолжение Херренграхт - это широкий проспект, протянувшийся от нового порта и, расположенного рядом с ним, тоже нового бизнес - центра, до парка или, как здесь его называют, "правительственной аллеи". Херренграхт - дань языку африкаанс и его носителям, а от центрального железнодорожного вокзала название меняется на Аддерлей стрит, хотя, фактически, это одна и та же улица. Вот по ней мы и двинулись в направлении "правительственной аллеи". В этом парке очень много белок, они почти ручные и безо всякой опаски приближаются к прохожим. Здесь, на трехстах метрах, по обеим сторонам широкого бульвара, собрано множество достопримечательностей. Прежде всего официальные - здание парламента ЮАР и резиденция президента страны, правда не главная. Основная находится в городе Претория. Несмотря на размеры и богатство ЮАР, символы ее государственности имеют довольно скромный, провинциальный вид. Здание парламента невысокое, двухэтажное, больше похожее на школу, а не место, где решаются судьбы почти 45 миллионов человек - таково население страны. Расположенная по соседству, резиденция президента напоминает усадьбу богатого землевладельца. Небольшой одноэтажный дом окружен полями, тщательно подстриженной, изумрудной травы и лишь кое - где проглядывают группки деревьев, в основном пальм. В округе не видно ни одного полицейского, никакой охраны и только за оградой резиденции несколько негров - садовников в зеленых комбинезонах ухаживают за, и без того идеальными, газонами. Этот чисто английский садовый стиль сохраняется, несмотря на уже десятилетнее правление новой власти. На этом же бульваре расположены - музей Южной Африки, художественная галерея, старинный, первый на континенте, протестантский собор святого Георгия, синагога, еврейский музей и музей холокоста. Южноафриканский музей, старейший и один из самых значительных музеев страны, расположен в огромном особняке, к которому со временем постепенно добавлялись новые постройки. Здесь можно познакомиться с самыми первыми жителями субконтинента и всей естественной историей Южной Африки. В музее есть знаменитое собрание наскальной живописи бушменов. Экспозиция довольно страшновая из - за множества, расставленных по всем углам, скелетов животных доисторического периода - динозавров, птеродактилей и прочих гигантов древнего мира. Есть тут и единственный в мире скелет кита. В общем смесь палеонтологии, зоологии и истории. Художественная галерея - самый интересный музей живописи ЮАР. В постоянной экспозиции - полотна зарубежных мастеров, в основном фламандцев организуются временные выставки произведений африканских художников-авангардистов. В Южно - Африканской республике имеется столько интересных и необычных мест, что эти два музея можно посетить, если есть несколько лишних часов. А я вас уверяю, что их не останется. Впрочем это мое личное мнение. Парк заполнен многочисленными группами школьников. Все ученики одеты в одинаковую форму, однако в каждой школе она своя. Белые лица иногда попадаются, но большая часть - африканцы. Дети ухоженные, довольно тихие и спокойные. Их сюда приводят, так как часть занятий проводится в музеях. Собор святого Георгия - самый старый на континенте, довольно мрачный как внутри, так и снаружи. Конечно зданию можно было в наше время, путем реставрации, придать более веселый вид. Но собор выглядит так романтично, со своими, обвитыми плющом, поросшими мхом стенами. Осмотрев символы государственности и истории, мы направились в сторону еврейского центра, который расположен по соседству со зданием парламента. Уже по самому месту, где он находится, можно сделать вывод о роли еврейской общины в жизни страны. У входа - проверка. Металлоискатель, паспорта и т. д. Это вам не резиденция президента. Наконец мы попали во внутренний двор. Слева - еврейский музей, справа - музей холокоста, прямо - центральная кейптаунская синагога. Около нее почему - то сложены аккуратные упаковки с сеном. В центре двора - большой памятный камень, а на нем доска, на которой высечено, что на открытии этой площади присутствовал сам Нельсон Мандела. В Советском Союзе это бы означало, что здесь был Ленин, не больше, не меньше. Нас пропустили в синагогу. Огромный зал, красивые люстры, все ухожено и чисто и внешне как во всем мире, даже может быть немного роскошнее. Не углубляясь в историю, скажу только, что во времена так называемого аппартеида, еврейская община ЮАР переживала годы особого расцвета. Практически вся алмазнодобывающая и алмазообрабатывающая промышленность была сосредоточена в еврейских руках. Особенно повлиял на рост общины Холокост и, в частности, уничтожение евреев Голландии. В нашем случае - общин Амстердама и Роттердама, где были центры обработки алмазов. Все это потом переместилось сюда, в ЮАР. Несмотря на процветавший в стране аппартеид, евреи ЮАР, в большинстве своем, его не только не поддерживали, но наоборот, были в первых рядах борьбы за права местного чернокожего населения. И, как всегда, доборолись. Я это говорю не голословно. В один из дней, блуждая по каналам местного телевидения, я попал на передачу, посвященную истории борьбы с аппартеидом. После ее просмотра, а это была чисто научная программа, я подтверждаю все сказанное выше. Насколько я понял из объяснений нашего сопровождающего, в Кейптауне, по сравнению с районом Иоганнесбурга, община поменьше, но евреев хватает. Этот человек старался не вдаваться в политику, хотя мне очень хотелось спросить, как им живется сейчас, при новом режиме. Но не спросил. Столовая гора Столовая гора - символ города. Приплываете в Кейптаун на корабле, прилетаете на самолете - везде вас встречает эта необычная возвышенность. Представьте себе гору высотой примерно тысячу метров, где, вместо вершины - ровное горизонтальное плато, вытянутое в длину на несколько километров и плоское, как стол. Отсюда и название. Наверх можно подняться по канатной дороге. Нижняя станция расположена на высоте примерно триста метров над уровнем моря и уже с нее открывается прекрасный вид на город. Здесь садимся в вагончик и начинаем подъем. Во время движения пол кабины крутится ,так, что с одного места можно видеть полную панораму. Перед приближением к конечной станции, вагончик проходит сквозь облака и движется почти вертикально, параллельно склону горы. Вся Столовая гора - это национальный парк. Наверху есть немного растительности, ресторан и незабываемый вид на город, очень ясный и четкий, несмотря на то, что мы находимся выше облаков. Вообще то - низкая облачность на Кейптауном - явление постоянное. Объясняют его тем, что в этом месте встречаются два океана - Атлантический и Индийский, а точнее два течения - холодное с запада и теплое с востока. Разность температур и дает этот конденсат. А еще на вершине Столовой горы много мохнатых маленьких зверьков, которых здесь называют Dassie, а по - русски - даман - что - то вроде суслика, только в несколько раз крупнее. Они совершенно не боятся людей, так как привыкли, что многочисленные туристы их подкармливают. Все эти зверьки довольно упитанные. Некоторые спят прямо на краю плато, над обрывом, а остальные трутся о ноги гостей и не просят, а требуют угощение. Видимо у них разделение труда или посменная работа. Аквариум двух океанов Наш следующий объект - Аквариум, расположенный в туристической зоне Ватерфронт, там, где мы провели свой первый вечер. Кейптаунский Аквариум сделан с размахом, как и многое в этой стране. Точное его название - "Аквариум двух океанов" - Атлантического и Индийского. Из - за разницы в температуре двух, встречающихся здесь течений, и сами подводные жители отличаются друг от друга, даже обитая по соседству. В Аквариуме можно провести целый день, насколько волшебно, красиво и захватывающе это зрелище. Но я расскажу лишь об одном зале - зале медитации. Представьте себе большую комнату с амфитеатром, покрытым ковром, на котором сидят посетители. Зал погружен в темноту. В центре установлен огромный стеклянный цилиндр - аквариум, ярко освещенный изнутри. В нем по кругу медленно проплывают рыбы. Тихая музыка, соответствующая ритму их движения, служит фоном этой картины. Сидишь на полу, сосредоточив взгляд на этом аквариуме, ярко выделяющимся в темном зале, и слушаешь музыку. Вот вроде - бы и все. Но, спустя некоторое время, уже не видишь ни зала, ни рыб. Ничего. Наступает состояние расслабленности, полной изоляции от всего мирского. Впечатление - непередаваемое. Вечерний Кейптаун Кажется, что этот день бесконечен. Но все имеет свои пределы. На улице смеркается. Близится вечер а с ним и "комендантский час". Так я называю здесь темное время суток, не располагающее к прогулкам. Хотя ночная жизнь в городе довольно бурная.. Кейптаун считается одной из мировых столиц сексуальных меньшинств. Для них здесь создана целая отрасль - специальные отели, пляжи, клубы, рестораны. Выпускаются путеводители отдельно для геев,отдельно для лесбиянок и т. п. Это довольно толстые книги со множеством адресов на все случаи жизни. Их можно получить в туристских информационных центрах, которые есть в каждом городе, даже небольшом. А в Кейптауне их несколько, с очень богатым выбором литературы и не только для сексуальных меньшинств. Ночью жизнь в городе не затихает, а даже наоборот. Конечно это относится прежде всего к району Ватерфронта, Городу века и других, тщател
|