Гранд - Опера - Париж
Победителем конкурса на здание новой Парижской оперы, которое заказал император Наполеон III, стал малоизвестный тогда архитектор Шарль Гарнье. Проект в стиле эпохи Второй Империи с веяниями римской архитектуры занял пятое место из 171 принимавших участие проектов, в результате чего получил шанс участвовать во втором туре. Гарнье выиграл второй тур, и в мае 1861 года, в возрасте 35 лет, архитектор приступил к возведению новой Парижской оперы. Денег Гарнье отвалили целую кучу, поэтому отделка здания была выполнена по самым высоким стандартам качества, с использованием самых дорогих материалов. Строили здание оперы долго — пятнадцать лет, с перерывами на войны и парижские игры в Коммуну. Завершение работ к 30 декабря 1874 года вылилось в общую сумму расходов 36 миллионов франков золотом. Получился грандиозный памятник эпохи эклектики в архитектуре в модном тогда стиле «бозар». Так как «Гранд Отель», в котором я остановился, расположен рядом с Оперой, первым делом я отправился туда с намерением, наконец-то, попасть внутрь здания и посмотреть на творение Гарнье. Стоит такой визит недорого — всего за 9 евро вы можете погулять по разрешенным к посещению местам Оперы и даже заглянуть в зрительный зал. Здание Оперы (или как его теперь называют Оперы Гарнье — современная Опера теперь есть на площади Бастилии) — безусловная архитектурная доминанта этой площади, вокруг которой счастливо существуют дорогие отели и магазины, включая недавно открытый Apple Store. В 2000 году фасад отреставрировали, покрыли золотом то, что им было покрыто когда-то, и теперь здание можно рассматривать бесконечно — сколько здесь всего наворочено. Архитектурные детали, лепнина, античные скульптуры, бюсты композиторов, растительный орнамент из камня — все это сливается в одну бесконечную мелодию, рожденную изощренным умом французского архитектора.
Ступени перед фасадом — одно из любимых мест отдыха горожан и туристов. Здесь всегда намусорено, но это совершенно не мешает прохожим греться на солнышке. Так выглядит площадь перед зданием Оперы с балкона второго этажа. Опера Гарнье завершает собой Оперный проспект (avenue de l’Opéra). Начинается же проспект зданием Лувра. Зайдем же внутрь. Большое фойе для прогулок зрителей в антрактах. Роспись на потолке — кисти Поля Бодри. Аллегорическую композицию из трех плафонов и тридцати панно он писал в течение десяти лет (1864-1874). Элементы архитектурной и декоративной отделки фойе. Фойе с обратной стороны. Слева установлен бюст архитектора Гарнье работы скульптора Жана-Батиста Карпо. Грандиозные люстры в фойе подчеркивают помпезность всего убранства зала. Парадная лестница, ведущая в зрительный зал, салоны и фойе. У стен — женские бюсты, над ними — аллегорические изображения различных исторических областей Европы в римской топонимике. В зрительный зал можно заглянуть через одну из лож второго яруса. Зал рассчитан на 1900 зрителей. Главная достопримечательность зрительного зала — потолок, расписанный в 1964 году великим Марком Шагалом. Входная дверь в ложу. Парадная лестница со стороны зрительного зала. Парадная лестница объективом вверх. Жаль, что я не взял с собой штатив, приходилось снимать на очень длинных выдержках и высоком ISO. Фантастический по красоте и изяществу потолок одного из салонов. Лестница на выход. Пространство под центральным маршем парадной лестницы. Боковой пролет лестницы, ведущей от входа. Здание Оперы реставрируется — снаружи и внутри. Здесь трое молодых людей выбивали стамесками поврежденные элементы напольной мозаики. |
|